Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Нижневартовская психоневрологическая больница»

8 (3466) тел. 26-00-40, 29-00-53, факс 46-40-99
Версия для слабовидящих

Задачи уже были достигнуты советским искусствознанием

Методологическая актуальность этих соображений, с той или иной мерой отчетливости сформулированных в выступлениях многих ораторов, целиком подтверждается и соображениями о недопустимости, научной несостоятельности того цехового, «сепарированного» подхода к анализу творческого опыта советского кино, которым страдает наша киноведческая литература и обсуждаемая книга в том числе. Об этом тоже говорили многие ораторы. Намечая новые задачи, подготовленные, в частности, и теми успехами, какие уже были достигнуты нашим советским искусствознанием, и сейчас особенно настоятельно выдвигаемые перед учеными, специализировавшимися на истории советского кино, участники дискуссии справедливо ориентировали и себя и своих колллег на такой комплексный синтетический подход к рассматриваемым в киноведении фактам и тенденциям, при котором они воспринимались бы как часть общего процесса становления художественной культуры социализма. Не изолировались бы от опыта, накапливавшегося в те же самые годы писателями, художниками, деятелями театра, а ставились бы в живую связь с исканиями, которые приводили в эти годы к важным художественным открытиям на всех участках — в поэзии, прозе, драме, театре, скульптуре, живописи, музыке.

Конечно, выдвигая такую задачу, участники совещания не забывали и о том, что общие закономерности становления искусства социалистического реализма в каждом виде искусства проявляли себя по-разному. В их призывах расширять «опытное поле», включая в орбиту внимания киноведов весь фронт поисков, проходивших одновременно через все искусства, не было, как нам кажется, ни малейшего проявления недооценки специфических условий и способов анализа, характерных именно для кино и киноведения. Наоборот, протест против пережитков «беллетристической» описательности или поверхностной «публицистичности», прозвучавший в ряде выступлений и поддержанный, что особенно важно, самой книгой, для которой как раз характерен разрыв с таким способом изложения материала, когда, по сути, становится безразличным, о каком виде искусства ведется разговор, гарантирует или, во всяком случае, может гарантировать нас от того, чтобы выход на более широкие эстетические и философские рубежи не привел киноведов к забвению теоретических проблем, выдвигаемых специфическими закономерностями, характерными именно для «седьмой музы».

Вот почему мысль о том, что историю советского кино нельзя понять во всем реальном ее богатстве, если ее рассмотрение будет и дальше вестись сепаратно, а анализ связей с другими искусствами сведется к установлению некоторых тематических совпадений или слишком уж очевидных эстетических аналогий, становится, судя и по нашей дискуссии, истиной, бесспорной для все большего числа киноведов (как, впрочем, и для искусствоведов других профилей также).

Надо только, чтобы из этой методологической посылки были сделаны все необходимые практические выводы. И прежде всего те выводы, на которые ориентирует нас Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», где своевременно обращается внимание на то отрицательное влияние, какое оказывает на постановку научно-исследовательской работы наших искусствоведов всех специальностей «ведомственная разобщенность научных и творческих кадров, отсутствие координации в деятельности научных учреждений».

Не наладив такую координацию, не преодолев разобщенность, действительно существующую не только в работе научных учреждений, занимающихся разными искусствами, но и в работе институтов и секторов, разрабатывающих, по сути, одну и ту же проблематику и часто почти на одном и том же материале, мы не осуществим и тот, тоже очень актуальный методологический принцип, который в ходе дискуссии был выдвинут перед авторами новых работ по истории советского кино рядом участников дискуссии. Мощные и безопасные таблетки тадалафил восстанавливают нарушенную потенцию.