Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Нижневартовская психоневрологическая больница»

8 (3466) тел. 26-00-40, 29-00-53, факс 46-40-99
Версия для слабовидящих

У них наработаны совершенные программы и учебные пособия

Наконец, приведем объективное мнение ученых-демографов о курсе «Этика и психология семейной жизни», высказанное на страницах сборника «Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР», подготовленного и выпущенного в свет Институтом социологических исследований АН СССР в издательстве «Наука» в 1987 году: «Школьный... курс охватывает все подрастающее поколение, заставляет его задуматься о своей будущей семейной жизни, дает о ней достаточно точное, неприукрашенное и в то же время доступное для старшеклассников представление.

Опыт проведения занятий по данному курсу показывает, что проблема эта вызывает большой интерес у старшеклассников, особенно у девушек. Первоначально их волнует в основном вопрос о выборе спутника жизни, о том, как добиться взаимности в любви, о том, как отнесутся родители к их вступлению в брак и как преодолеть их негативную реакцию. Однако после нескольких занятий появляется интерес и к проблемам собственной супружеской жизни: главенство в семье, распределение обязанностей и т. д.

Представляется, что было бы целесообразно увеличить число учебных часов, отводимых на курс «Этика и психология семейной жизни», распространив последний (в несколько измененном виде) на высшие и средние учебные заведения, где интерес к этим проблемам среди учащихся, несомненно, сильнее, чем в средних школах. При этом желательно расширить круг обсуждаемых вопросов и более подробно остановиться на некоторых из них».

Известный ученый И. В. Бестужев-Лада в своей новой книге «Ступени к семейному счастью» приводит данные опросов старшеклассников: 96,4 процента проявили повышенный интерес к данному курсу и считают его полезным; «около 40 процентов пап и мам заметили позитивные перемены в поведении своих отпрысков после первых же уроков по новому предмету — ребята стали предупредительнее, вежливее в отношениях с родителями, стали проявлять больше заботы о младших братьях и сестрах. Но даже если бы упомянутых процентов было несколько меньше — разве такого рода результатами можно пренебрегать?» Отзыв специалистов полностью перечеркивает и пафос, и досужие выдумки авторов еженедельника «Семья», которые упрямо твердят: «А Карфаген должен быть разрушен! А курс должен быть ликвидирован!» Интересно, что за страсть овладела сотрудниками и авторами издания, которое, казалось бы, горой должно стоять за школьный предмет, помогающий укреплению здоровья молодой семьи?

Может, у них наработаны более совершенные программы, учебные пособия? Судя по публикациям, ничего похожего нет. Тогда зачем сокрушать постройку, возведенную другими? Вопрос, на который мы вряд ли услышим добросовестный ответ. Да и не в нем главная наша забота и боль: неужто могучие и неправедные усилия печатного органа Детского фонда достигнут цели и помешают нашим детям хоть в таком, усеченном, виде приобщиться к наиважнейшему для их жизни знанию и снова заставят их адресоваться к «подворотным знатокам» великой науки о любви и семье?

Когда я направил в редакцию «Семьи» свой материал о той несомненной пользе, которую приносит воспитательному процессу в школе этот новый предмет, получил ответ за подписью редактора отдела Н. Тюриной, в котором мои соображения названы банальными и необоснованными. И было сделано встречное предложение: порассуждать на страницах «Семьи» об уроках по этике как о «мертворожденных назиданиях». Этим самым подтвердилось предположение о предвзятости редакции.

Не стану утверждать, что программа и учебное пособие по новому предмету совершенны и лишены недостатков. Есть и проблема с преподавательскими кадрами и еще немало трудностей на пути становления нового предмета. Но удивляет, что издание, название которого «Семья», занялось не совершенствованием, а разрушением найденного и наработанного в подготовке юношества к будущему супружеству и родительству. Качественные и недорогие кухни на заказ в Самаре от производителя.