Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Нижневартовская психоневрологическая больница»

8 (3466) тел. 26-00-40, 29-00-53, факс 46-40-99
Версия для слабовидящих

Текст #000807

Как мы помним, в шестидесятые годы в нашей кинотеории особенно активно разрабатывались проблемы сюжета; именно они стали тогда средоточием наиболее острых кинематографических дискуссий, которые шли и на экранах, и в кинопериодике, и на трибунах. Сюжету помимо ряда статей сборника «Вопросы кинодраматургии» были посвящены такие книги, как «Фильм без интриги» В. Демина, «Конфликт и характер» В. Шаброва, «Течение фильма» Л. Нехорошева.

Особенно острые дискуссии вызвала книга «Фильм без интриги». В. Демин рассматривает преимущественно область взаимоотношений сюжета и фабулы с целью утвердить метод бесфабульного построения фильма, как наиболее современный. Книга написана живо, но в увлечении некоторыми новыми открытиями кино В. Демин как преданнейший их поклонник то и дело соскальзывает на бесперспективную дорогу нормативной эстетики: на место одних канонов ставит другие.

В начале этого года вышла книга молодого киноведа В. Фомина «Все краски сюжета», в которой делается попытка трезво и обстоятельно разобраться в возможностях различных форм сюжетосложения, не уничтожая одну ради другой. Фомин пишет о необходимости «перейти от попыток утвердить тот пли иной драматургический метод в качестве господствующего и единственно плодотворного к широкому и объективному рассмотрению всех существующих форм и разновидностей сюжетосложения, к исследованию специфики и реальных возможностей каждой из них».

Возникает вопрос, так ли необходимы крайности увлечений, чтобы прийти к такому реалистическому анализу? Не знаю. Но я сейчас думаю не о полемике, которая сделала свое дело для оживления дискуссий. Я думаю о том, что книга Демина не была сенсационно одинокой. В ней разрабатывались идеи широко распространенные, идеи, за которыми стояли десятки фильмов.

Реакция на жесткий сюжет позавчерашнего происхождения была неизбежна и необходима для развития искусства, для расширения его возможностей в изображении жизни и воплощении мысли. Но реакция, как это часто бывает, не ограничилась разрушением канонических структур. Возникли полемические крайности. Вытеснение традиционных форм жесткого сюжета сопровождалось умалением роли драматургии в фильме.

Острый событийный сюжет — не всегда достоинство фильма. И уж во всяком случае — не канон. Ослабление внешнего событийного сюжета знали и классики драматургии и киноискусства. Но многие современные сценаристы и режиссеры, начавшие поход против сюжета в фильме, забыли, что классические пьесы и фильмы даже в сценах без событий сохраняют внутреннее напряжение — в изображении человеческих отношений, движений чувств, переживаний, психологии, в размышлениях о жизни. Во многих фильмах шестидесятых годов события из драматургии фильма изгонялись, а новые формы напряжения им на смену не приходили. Возникали тягучие построения, малосодержательные подробности, возникала зрительская скука, которую нельзя было убить изысканностью внутрикадрового монтажа, мастерством долгих планов, тонкостью наблюдений, умелым созданием атмосферы и настроения.

Происходило нечто непредвиденное — человек, герой фильма, погруженный в поток жизни, показанный с помощью самоновейших приемов, часто переставал быть интересным для зрителя. А этого зритель не прощал. Полупустыми залами он голосовал против многих фильмов, которые в кинематографической среде встречались одобрением, а подчас даже превозносились как очень современные и новаторские.

Жизнь показала, что некоторые кинематографические построения, превознесенные кинокритикой в прошлом десятилетии, оказались неэффективными. Можно было бесконечно заниматься их совершенствованием — новые и новые вариации положения не меняли, — зритель шел на другие фильмы. Можно было ссылаться на плохой прокат или на недостатки эстетического воспитания зрителей, на слабости рекламы или пассивность кинокритики, но все это могло принести кинематографистам лишь весьма слабые утешения и очень малые надежды: зрителя воспитывает, аудиторию формирует прежде всего сам кинематограф своими произведениями, а потом уже реклама, критика, телевидение, радио, пресса. Купить диплом в Киеве на сайте - http://www.diplomik.net/