Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Нижневартовская психоневрологическая больница»

8 (3466) тел. 26-00-40, 29-00-53, факс 46-40-99
Версия для слабовидящих

Текст #000331

Кочевье в горах Средней Азии и горная болгарская деревня. Семья чабана, разместившаяся в юрте, и молодая учительница, поселившаяся в скромной комнатке школьного здания. «Тяжелый выбор» — картина болгарина Петра Попзлатова. Тяжелый выбор — это характер решения, которое приняла выпускница педагогического института, поехав в далекое село, чтобы работать в специальной школе для больных детей. То, что выбор был действительно нелегким, подтверждают размышления героини вслух. То, что школа получила доброго, хорошего педагога — немногочисленные, но емкие по содержанию эпизоды общения учительницы с детьми. Из отдельных штрихов постепенно складывается портрет, в котором акцентированы такие черты, как духовность, любовь к людям.
Картина известного болгарского документалиста Христо Ковачева «Дамян» — тоже своего рода портрет, но портрет драматический, поскольку речь идет о тяжких страницах биографии человека, пострадавшего по ложному навету. Смотреть эту ленту было тем более интересно, что героя ее мы уже
знали по предыдущим фильмам Ковачева. Знали великолепные качества рабочего Илие-ва, бригадира передовой строительной бригады, знали его характер — неуемный, ответственный, с обостренным чувством совести.
Помнилось открытое, улыбчивое лицо, стремительная походка, темперамент человека жизнедеятельного, энергичного. Сейчас на лице Дамяна отпечаток пережитого. Беды, правда, уже позади, справедливость восторжествовала, но потому и снял Христо Кова-чев свою ленту, чтобы сделать из этой частной истории выводы, чтобы напомнить: высокие гуманистические принципы лежат в основе взаимоотношений людей в социалистическом обществе, и никому не дано творить произвол, игнорировать их.
Фильм Ковачева сложился из интервью, которые видятся здесь не просто формальным организующим приемом, — отсюда берет начало драматургия ленты, здесь завязываются конфликтные узлы, складывается психологическая окраска произведения. Искусство такого использования интервью — как средства проникновения в сущность человеческой натуры, в глубинный смысл факта — еще предстоит освоить многим авторам документальных лент, показанных на фестивале. Интервью-сообщения, интервью — пояснения к происходящему, интервью — Дополнения к изобразительному ряду — все это нередко утомляло своим многословием, отнюдь не способствуя образному раскрытию идеи произведения.
А вот картина режиссера Яна Шютте «Нигде, кроме как здесь» (ФРГ), казалось бы, целиком состоящая из серии прямых обращений в зал — рассказов тех, кто выступает в качестве интервьюируемых, оказалась интересной прежде всего значимостью извлеченного из этих рассказов содержания. Примечателен давший жизнь киносюжету малоизвестный факт политической истории страны:
31 января 1933 года в местечке Мессинген забастовали рабочие двух крупных предприятий. Забастовали в знак протеста против захвата власти Гитлером, ставшим рейхсканцлером. Такая забастовка была единственной во всем германском государстве. К сожалению, никаких документальных материалов об этом событии не сохранилось. Единственное свидетельство — живые воспоминания старых мессингенцев, очевидцев того, что происходило пятьдесят лет назад. Они и помогли воспроизвести на экране знаменательную, если не уникальную, страницу истории борьбы против фашизма. Фоном рассказов в картине служат фотографии тех лет, они вводят в их атмосферу, позволяют ощутить обстановку, в которой действовала компартия Германии, как подчеркивают рассказчики, «весьма сильная и влиятельная».
Время развеяло лживые легенды, оставив право на жизнь фактам подлинно историческим. В факте мессингенской забастовки авторы фильма увидели подтверждение народной воли и сплоченности в борьбе с фашизмом, проявленных в ту пору, когда он еще был в силе. Официальный курс золота и серебра в Сбербанке на сегодня tozoloto.ru