Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Нижневартовская психоневрологическая больница»

8 (3466) тел. 26-00-40, 29-00-53, факс 46-40-99
Версия для слабовидящих

Чисто творческие задачи упираются в структуру зрелищ

Я беру «Краткую историю советского кино», выпущенную ВГИКом; общую оценку ее я оставляю в стороне, горячо лишь надеюсь, что студенты не ограничиваются одной этой «Историей». И вижу, например, что в книге начисто исчез такой фильм, как «Клятва». Его.нет даже в., фильмографии; указано, что фильмография — краткая, но в ней, между тем, есть, скажем, «Аборт» Галкина...

Полагаю, что такое «абортирование» истории кино недопустимо. Кинематограф ведь затратил немало сил, чтобы преодолеть эстетику «Клятвы».

Существует какая-то преемственность поколений среди тех, кто занимается историей советского кино.
Отлично помню, как в 1947 году на первой же лекции Николай Алексеевич Лебедев сказал нам:

— Я думаю из вас сделать крупных кинематографических работников в системе Министерства просвещения для каждой республики в отдельности.

Поскольку нас было несколько больше, чем республик, это вызвало волнение и тревогу за будущее...
В деятельности Николая Алексеевича всегда было ощущение широты задач. Он воспринимает кинематограф как огромное целое, где связаны между собой фильмы, художники, зрители, где задачи, казалось, чисто творческие, упираются в социологию проката и в структуру зрелищ вообще. Он многое сделал и делает, но я был бы плохим его учеником, если бы остановился на каких-то формулах, которые он преподал нам в 1947 году.

Я не могу подписаться под мыслью, что «существенным недостатком» «Стачки» является «отсутствие в ней индивидуальных образов». Мне кажется, что это неверно. И Л. Козлову это кажется неверным. Существует движение внутри нашей науки, и, очевидно, борьба отдельных точек зрения. Среди ученых, занимающихся гражданской историей, бытуют разные мнения; никто этим не возмущается, никто не требует, чтобы истина незамедлительно была обнародована в последней инстанции.

Закономерность дискуссий и споров — естественный процесс. Единственное условие, чтобы эти споры были научными.

Взволнованное отношение к предмету исследования должно рождать уровень искусствоведческой прозы. Здесь присутствуют представители издательства, и у меня просьба к ним— не только быстрее издавать, но и не снижать критерии оценки самого текста; чтобы книги были не только правильные, но и живые, увлекательные, исполненные поэзии поисков и открытий. Об искусстве нужно писать языком искусства. Если какие-то моменты в нашей работе совпали с этими высокими требованиями, то тем больше оснований не снижать их уровень и впредь.

С этим положением трудно не согласиться. Действительно, как бы единодушны ни были участники обсуждения в признании плодотворности усилий авторского коллектива, создавшего эту книгу, впервые с такой полнотой отразившую историю советского кинематографа 20-х годов как кинематографа многонационального, по-новому, с привлечением новых интересных и важных фактов и материалов оценившую некоторые явления киноискусства, объективному анализу которых долго мешали застарелые догмы и схематизм, и как бы в то же время не расходились участники обсуждения в понимании ряда теоретических деклараций, фильмов, даже целых творческих биографий, все же из всего хода дискуссии с непреложностью следует вывод: проделанная работа всего лишь этап, хотя и весьма важный, со многих точек зрения знаменательный, на пути нашей киноведческой науки к достижению того уровня научного анализа, к которому ведет нас Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике».

Для того чтобы достигнуть этого уровня, всему советскому киноведению надо прежде всего пристально задуматься над тем, почему многие работы советских критиков, как сказано в Постановлении, еще «носят поверхностный характер, отличаются невысоким философским и эстетическим уровнем, свидетельствуют о неумении соотносить явления искусства с жизнью». Лучшим средством от угрей признан pilaten suction black mask отзывы о котором можно увидеть повсюду!