Современный взгляд на профилактику наркомании

Современный взгляд на профилактику наркомании
24.08.2017

Начиная с последнего десятилетия XX века злоупотребление наркотическими веществами стало приобретать масштабный характер и в наши дни является проблемой, представляющей серьёзную угрозу здоровью общества, социально-экономической сфере страны и правопорядку.

Учитывая наблюдающееся «омоложение» наркомании со стороны лиц, привлекаемых к работе с молодежью, необходима выработка современных профилактических направлений, которые можно использовать в первичной, вторичной и третичной формах профилактической деятельности.

Первичная профи­лактика подразумевает под собой предупреждение знакомства с психоактивными веществами (далее ПАВ). В нашей стране данная форма профилактики осуществляется на уровне средних образовательных учреждений, где в школьную программу включены такие учебные предметы, как «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Валеология», имеющие профилактическую направленность.

Вторичная профилактика ставит перед собой задачу недопущения злоупотребления наркотическими средствами в случае однократного или же эпизодического употребле­ния.

Целью третичной профилак­тики является предотвращение возобновления употребления ПАВ на этапе сформировавшейся ремиссии (воздержания).

Говоря об основных направлениях профилактики, можно выделить 3 основные модели:

1.     Полный запрет всех видов наркотических средств и государственный контроль за их оборотом, который осуществляется во многих странах в рамках «сухого закона».

2.     Распространение информации о пагубных последствиях употребления ПАВ с целью формирования негативного отношения к ним. С этой целью в СМИ широко применяются высказывания популярных актеров и лиц шоу-бизнеса, про­водятся публичные обсуждения. Необходимо помнить о том, что информация о ПАВ и наркопреступлениях, которая подаётся без учета подростковой психологии, нередко провоцирует нездоровый интерес у аудитории и может способствовать первой пробе ПАВ.

3.     Обучение социально-психо­логическим навыкам функционирования, помогающим предотвратить первую пробу наркотических средств.

В России в настоящее время активно используются 3 типа программ: 

1.    Семейно-ориентированные — акцентируют внимание на неблагополучии в семейной среде, нарушениях детско-родительских взаимоотношений, наличии наркозависимых родственников и предлагают эффективные способы коррекции. 

2.   Школьно-ориентированные — направлены на ведение здорового образа жизни, умение противостоять негативному влиянию одноклассников из «группы риска». 

3.       Улично-ориентированные — сосредоточены на безнадзорных детях, асоциальных дворовых компаниях.

Помимо этого, выделяют общие (проводятся повсеместно) и специальные (проводятся по показаниям с группами риска наркомании) программы.

Говоря о современных подходах в профилактике наркомании, особое внимание следует уделять подрастающему поколению, так как подростки относятся к группе повышенного риска ввиду психических нарушений, предрасполагающих к формированию зависимости от психоактивных веществ.

Психиатрический подход основное значение уделяет психическим заболеваниям, к которым относятся психопатические, невротические расстройства личности, заболевания невротического спектра, патологические акцентуации личности и депрессивные расстройства.

Наркологический подход вытекает из психиатрического, но имеет и некоторые особенности. В частности, основными признаками индивидуального риска в данном случае являются злоупот­ребление крепкими напитками, такими как кофе и чаем, табакокурение, отягощенная алкогольной и наркотической зависимостью наследственность.

Правоохранительный подход в качестве основных факторов индивидуального риска выделяет такие формы поведения, как увлечение азартными играми, пропуски работы и учебных занятий, уходы из дома, а также состояние в различных антисоциальных подростковых формированиях.

При педагогическом подходе факторами риска являются вредные привычки (грызение ногтей), проживание в социально неблагополучных семьях и педагогическая запущенность.

Профилактическая работа с подростками из группы повышенного риска при вышеизложенных подходах сводится к постановке на учёт в наркологических диспансерах, в инспекции по делам несовершеннолетних, в полиции, бесе­дам врачей-наркологов и педагогов с подростками и их ро­дителями. В последние годы основной формой профилактики злоупотребления ПАВ стали разные формы психо­терапии и тренинга социально-психологических навыков.

За рубежом в настоящее время выделяют несколько групп «факторов риска»:

1.     Демографические факторы: пол, воз­раст, расовая принадлежность, национальность, уровень образования, доходов и занятости.

2.     Психосоциальные факторы: злоупотребление психоактивными веществами родителями и нарушение эмоциональных отношений в семье; семей­ная несостоятельность; нарушения в рамках школьного обучения; низкий уровень, либо отсутствие положи­тельных школьных установок; низкий моральный и нравственный уровень педагогов.

3.     Макросоциальные факторы: нарушения социального функционирования; терпимость общественного сообщества к психоактивным веществам; отсутствие или низкий уровень обществен­ной поддержки борьбы с злоупотреблением наркотическими средствами.

4.     Биологичес­кие и генетические факторы: задержка психического развития, соматические заболе­вания, гиперактивность и снижение внимания, болевая чувствитель­ность, нехватка новых ощущений, алкоголизм у родителей и ближайших родственников.

Для групп подростков высокого риска злоупотребления психоактивными веществами за рубежом предлагаются профилактические программы тренинга семейных, родительских, социально-психологических и детско-подростковых навыков. В некоторых странах активно функционирует широкая сеть учреждений социальной помощи, которые представлены «жилыми общинами» для молодежи, женщин с детьми, «кризисными» молодежными временными убежищами, ночными приютами.

В заключение хотелось бы сказать, что профилактика наркомании является сложным процессом, затрагивающим психологические, правовые и организационные вопросы. Грамотное построение профилактических мероприятий должно основываться не только на воспитательном процессе, психотерапевтических или медицинских воздействиях, но и учитывать законодательную и правовую стороны антинаркотической деятельности, руководствуясь положениями административного и уголовного законодательства Российской Федерации, а также нормами международного права и рекомендациями мирового сообщества.

 Если Вы или Ваши близкие столкнулись с проблемой наркозависимости или у Вас возникли вопросы касаемо изложенного выше материала, обратитесь к специалистам Нижневартовской психоневрологической больницы:  

г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, д.39В, телефон 8-3466-26-00-40 (приёмное отделение), 

г. Нижневартовск, ул. Спортивная, д.19, 8-3466-29-00-53 (поликлиническое отделение).

Статью подготовил врач-нарколог наркологического отделения И. М. Бедарев.