Аутоагрессия у детей

Аутоагрессия у детей
10.08.2017

Став родителями, мы начинаем постигать науку воспитания, учимся понимать своего ребёнка. Видим, что ребёнок может не только радоваться, но и проявлять такие эмоциональные проявления как злость, страх, агрессию, которая может быть направлена не только на других людей, но и на самого себя.  Дети могут себя кусать, царапать себе лицо, вырывать волосы и т.д. У родителей возникает вопрос, почему ребёнок делает себе больно? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Итак, «аутоагрессия – это разновидность агрессивного поведения, в котором враждебные действия направляются человеком на самого себя; проявляются в склонности к самоунижению, в нанесении себе физических повреждений (например, при так называемой трихотилломании – навязчивой страсти к выдергиванию волос), в особо тяжелых случаях – в попытках суицида».

В большинстве случаев аутоагрессивное поведение характерно для людей с невротическими и депрессивными расстройствами.

Рассмотрим проявление аутоагрессии у детей. Сначала появляются такие безобидные действия, как сосание пальцев, ковыряние в носу, затем – обкусывание ногтей и губ, выдавливание прыщиков, всё это является проявлением внутренней тревоги, подавленной обиды и страха, чувства вины. Такие действия происходят неосознанно. Во время их совершения дети как бы «отключаются от внешнего мира», не замечают людей. К сожалению, такое поведение взрослые воспринимают как плохую привычку.

Чем раньше родители заметят проявление аутоагрессивных действий у ребёнка, тем быстрее можно будет решить эту проблему. Российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойств личности ребёнка, склонного к проявлению аутоагрессии: малыш часто испытывает негативные эмоции (плач, упадок настроения); он малообщителен, стеснителен; ставит благополучие других выше своего благополучия; у него низкая самооценка.

К причинам появления аутоагрессии относится:

- физическое или психологическое наказание со стороны близких людей;

- повышенная эмоциональная чувствительность ребёнка (Ваше чадо слишком сильно сопереживает другим людям).

Пытаясь помочь ребёнку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

В таблице представлены причины возникновения аутоагрессии в разных возрастных периодах:

возраст

причины

советы

до 3 лет

Нанесение себе травмы может быть непроизвольно, либо это проявление протеста (кризис трех лет). Такие дети ещё слишком малы, чтобы самим выбирать пути развития ситуации.

Решать проблему необходимо в игровой форме. Отвлекайте ребёнка шуткой, игрой или интересным занятием. Не ругайте его, разберитесь в сути конфликта, предложите возможность его мирного разрешения.

до 7 лет

Причина – конфликтная ситуация в семье. Дети склонны винить себя в проблемах родителей.

Хвалите ребёнка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Не скупитесь на ласку. Не требуйте от него невозможного, вникайте в его проблемы и помогите с ними справиться. Пусть ребёнок чувствует, что он любимый!

до 10 лет

Причина – попытка управлять взрослыми. Травмами они пытаются заставить родителей пожалеть себя. Это могут быть и проблемы в школе, которых он пытается избежать. Например, разногласия с одноклассниками. Ребёнок наносит себе травму, чтобы не ходить в школу.

подростки

Низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. Проявляется в нежелании жить. Такое поведение подростка – самозащита. Он ещё не научился и не знает, как нужно действовать.

Следите за настроением ребёнка. Разговаривайте, выясняйте, что его беспокоит, и помогите с этим справиться. Можно поделиться своим опытом: расскажите ребёнку, что вас тревожило в его возрасте, и как вы вышли из ситуации.

Выберите день, когда будете упражнение «Ошибочка» осваивать. Это должен быть не самый трудный день, в этот день у Вас должна быть возможность отвлекать себя на это упражнение. 
В выбранный день поставьте себе задачу: ждать свои ошибки, чтобы сразу, чётко, именно в момент ошибки сделать нужные жесты и сказать нужный текст. Важно выполнять упражнение именно в момент ошибки. 
3. Когда упражнение начнёт вам помогать, обязательно расскажите о своих успехах кому-то из своих друзей, кому оно также может быть полезным. Сделайте этот подарок хорошему человеку! А когда вы его расскажете, вы закрепите это упражнение для себя.

 В конце хочется напомнить родителям, чтобы избежать проблем аутоагрессии, оказывайте ребёнку внимание и поддержку, действуйте по ситуации. Не показывайте свой испуг (а то ваш ребёнок может «наказать» себя еще больше), не злитесь, не проявляйте равнодушие. Действуйте спокойно. Если вы видите, что ребенок нуждается в ласке – обнимите его, посидите с ним. Если не нуждается, не стоит ему ее навязывать. Постарайтесь его отвлечь каким-то интересным занятием.

Важно понять, что делает ребёнка счастливым, и не подменять воспитание давлением и навязыванием своих взглядов на жизнь и счастье.

Если вам свойственно погружаться в расстройство и самоедство, то воспользуйтесь упражнением «Ошибочка»

Цель: формирование привычки относиться к своим ошибкам без переживаний, и исправлять их. Развивает умение спокойно, без внутренней агрессии, относиться к своим случайным промахам.

Упражнение выполняет роль психотерапевтического ритуала, в котором простой текст сочетается с тремя простыми жестами. Поэтому жесты можно делать либо рядом с теми, кто вас поймет и поддержит, либо делать эти жесты в воображении. Но начинайте отрабатывать это - с реальных жестов, просто выберите время и место, когда никого рядом нет.

Голову наклоните вбок, руки убедительно раскиньте в стороны (получится такой своеобразный жест «Балбеса»). Находясь в этом положении произнесите: «Ошибочка!» (с интонацией: «Всякое бывает!»). Сделайте это смешно, несерьёзно, на выдохе и расслаблено.

«Переживательной» личности любая ошибка представляется катастрофой «Ужас-ужас-ужас», идет неадекватное преувеличение. Чтобы снять это преувеличение нужно сделать такое же резкое преуменьшение. Жест Балбеса уменьшает значимость происходящего. Вы понимаете, что это Ужас, но не Ужас-ужас-ужас. Реальные жесты делать очень полезно, но при окружающих вы можете выглядеть немного глупо.

2. Скрестите руки на груди, нежно и бережно обнимите себя за плечики и скажите себе: «Я хороший!». Формулировка может быть разной. Главное, чтобы это нравилось и воодушевляло.

Важно перевести себя из негатива в позитив. Когда человек совершает ошибку, он чувствует себя «плохим»: начинает себя внутри ругать, в голове и душе возникает разлад. Поэтому важно себя успокоить, чтобы возвратилось нормальное здравомыслящее состояние. Для этого нужно себя обнять, успокоить и сказать: «Я хороший!».

3. Вам стало хорошо. Но на этом упражнение не окончено, вы подошли к самой главной его стадии. Поэтому третий жест: энергичная рабочая ладонь вперёд и короткая фраза: «Работать!». Это - конструктив. Провели психотерапию, включили состояние «Я хороший», пора включаться в работу, исправлять последствия ошибки. Если ошибка мелкая и случайная, её лучше всего просто выкинуть из головы. Если ошибка очень серьёзная и, тем более, может повториться - сделайте, чтобы она не повторилась. Запомните, запишите, сделайте запись в сердце калёным железом - всё по обстоятельствам и в рамках здравого смысла. Самобичевание вам не нужно, а вопрос должен быть на будущее надежно решен.

Как осваивать упражнение «Ошибочка»

В течение дня отмечайте все ошибки, которые Вы допускаете, и фиксируйте Ваш внутренний текст, которым Вы это сопровождаете. Для чего? Во-первых, Вам нужна просто цифра: 1 ошибка в день? 5 ошибок в день? 50? Иногда вам может казаться, что Вы совершаете ошибки постоянно, с утра до вечера, а в реальности, когда начнете записывать, у Вас будет всего 7 ошибок. А это нормально, совсем не много. Во-вторых, у вас вырабатывается внимание к собственному поведению, а это важно. В-третьих, вы сможете понять, какие ситуации чаще вызывают у вас ошибки. Продумав это, можно часть ошибок снять. В-четвертых, когда вы знаете свой внутренний текст, вы легче сможете его изменить.

Срок встраивания 2 месяца.

Если вы увидели у Вашего ребёнка склонность к аутоагрессии, обращайтесь в БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница» по адресу: г. Нижневартовск, улица Спортивная, дом 19.

Телефон регистратуры: 8(3466) 46-80-63.

Статью подготовила медицинский психолог Путинцева Е.В.