Качество сестринского ухода за пациентами в условиях стационара

Качество сестринского ухода за пациентами в условиях стационара
29.06.2017

Здравоохранение является сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье, которая рассматривается как одна из приоритетных в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.

 Система здравоохранения Ханты – Мансийского автономного округа - Югры, как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации, предназначена для оптимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи.

Одним из важнейших прогностических социально-гигиенических критериев здоровья, которое может рассматриваться как конечный результат деятельности всей системы здравоохранения, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), является психическое здоровье нации. Психические или психосоциальные расстройства являются причиной одной трети всех случаев обращения к врачу как в развитых, так и в развивающихся странах. По данным ВОЗ шизофрения поражает почти 1% населения; вероятность развития в течение жизни униполярной депрессии составляет 20% у женщин и 10% - у мужчин; число лиц с невротическими расстройствами, а также нарушениями поведения выходит за 15% популяции. Из десяти ведущих причин инвалидности в мире, пять – это психиатрические состояния.

Именно поэтому достаточно высоки требования, предъявляемые к деятельности в целом, и качеству медицинских услуг, оказываемые БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница». Услуги должны быть:

·         доступными;

·         оказаны высококвалифицированными специалистами;

·         соответствующими федеральным порядкам и стандартам;

·         отвечающими требованиям законодательства.

Сегодня пациент вправе рассчитывать на доступную и качественную, т.е. своевременную, медицинскую помощь с правильным выбором методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также достижением запланированного перед вмешательством результата.

Право-требование определяет возможность требования пациентом надлежащего выполнения медицинским работником его обязанностей во время оказания медицинской помощи, в том числе в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.

Сестринская служба учреждения составляет самую многочисленную категорию медицинских работников. При этом, оказываемые ими услуги, составляют ценный ресурс системы здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи.

Медицинские сестры постоянно, 24 часа в сутки взаимодействует с пациентами: проводят назначенное лечение, готовят к диагностике, организуют консультации, режим ухода, питания и отдыха.

Сестринская работа палатных медицинских сестер организована и распределена старшей медицинской сестрой подразделения таким образом, чтобы старшая по смене медицинская сестра была более опытным и профессионально компетентным работником, который может принимать самостоятельные, ответственные решения, а при необходимости компетентно регулировать ведение сестринского процесса. Таким образом, распределяя работу всей смены, старшая по смене медицинская сестра, ведёт карту наблюдения за пациентом, докладывает лечащему и дежурному врачу об общем самочувствии, изменениях в динамике больных, которые могут усугубить состояние пациентов.

В настоящее время медицинская сестра, проводя ежедневные сестринские обходы в отделении, контролирует психическое и соматическое состояние пациентов, принимает решения в пределах своей компетенции, корректируя план действий по диагностике и уходу.

Врачи отделения постоянно взаимодействуют с медицинскими сестрами, обучают их современным методикам в лечении пациентов, проводят со средним и младшим медицинским персоналом семинары и конференции, направленные на повышение профессиональных компетенций, совершенствуют их знания в области психиатрии и наркологии.

Общий уход за больными является неотъемлемой составной частью лечебного процесса. Он включает мероприятия, способствующие облегчению состояния больного и обеспечивающие успех лечения. В основном уход за больными осуществляет медицинская сестра, которая может привлекать к выполнению некоторых манипуляций младший медицинский персонал.

Уход за пациентами строится на принципе строгого соблюдения лечебно-охранительного режи­ма. Создание и обеспечение лечебно-охранительного режима входит в обязанности всего медицинского персонала. К нему относятся устранение различных раздражителей, отрицательных эмоций, обеспечение тишины, покоя, создание уютной обстановки и чуткое отношение окружающих к пациенту. Уход за больными не ограничивается выполнением лечебных назначений. Правильный уход предусматривает так­же создание санитарно-гигиенической обстановки в палате, проведение ле­чебных процедур, обслуживание больного, наблюдение за всеми изменения­ми в его состоянии.

Проведение всех мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению сил, облегчению страданий, тщательное наблюдение за функция­ми всех его органов, предупреждение возможных осложнений, чуткое отно­шение к больному — всё это составляет понятие ухода за больным. Уход за больным является лечебным мероприятием, и разграничивать два понятия: «лечение» и «уход» нельзя, так как они тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и направлены на достижение одной цели — выздоровление боль­ного.

  Уход за пациентами предполагает соблюдение морально-этических правил общения медицинских работников. Важно уделять пациенту максимум внимания, уметь успокоить, разъяснить в необходимости соблюдения режима, регулярного приёма лекарственных средств, убедить пациента в возможности выздоровления или улучшения состояния. Нужно соблюдать большую осторожность при разговоре с больными, особенно страдающими психическими расстройствами.

Важное значение в работе медицинского персонала любого уровня отводится организации труда и оснащению рабочего места. Особое внимание уделяется рациональному распределению кадров по рабочим точкам, создание творческой и доброжелательной атмосферы в рабочем коллективе.

Работа медицинских сестер направлена на повышение нравственного ориентира профессиональной деятельности медицинских сестер, повышение престижа и авторитета сестринской профессии в обществе. Милосердие, теплота в отношениях с людьми, способность к сочувствию и пониманию человеческих чувств являются основными критериями медицинских сестер больницы.

Пациенториентированность и удовлетворенность потребителей являются важным вектором в работе всего учреждения. Пациент, поступая в стационар, или обращаясь в поликлинику, в первую очередь контактирует со средним медицинским персоналом. Человек, обратившийся за помощью, ожидает от медицинского работника не только профессиональных медицинский действий, но и хочет видеть в работе медицинских сестер чисто человеческие качества, которые приносили бы уверенность в выздоровлении, облегчали бы страдания, повышали жизненный тонус.

Старшие медицинские сёстры на каждую медсестру ежедневно заполняют «Экспертную карту», где оцениваются внешний вид, исполнительская дисциплина, практические навыки и качества выполнение процедур.

В учреждении определены механизмы взаимодействия с пациентами и установлены соответствующие информационные потоки для получения обратной связи. Источниками для получения информации от потребителей являются:

  • записи в книгах отзывов и предложений;
  • жалобы, поступившие в адрес администрации подразделения, учреждения или вышестоящих инстанций;
  • обращения граждан на официальный сайт учреждения;
  • обращение граждан через специальные ящики, установленные в учреждении;
  • обращения через социальные сети в группах «ВКонтакте»: «Спасибо, доктор», «Послушайте, доктор»;
  • результаты анонимного анкетирования (независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями).

   Информация по удовлетворенности потребителей тщательно анализируется и является важнейшим критерием для оценки функционирования системы менеджмента качества и принятия решений по дальнейшему развитию и совершенствованию учреждения.

Уход за больным – это наука и искусство одновременно. Он базируется на знаниях и методах различных гуманитарных дисциплин, а также наук, изучающих физические, социальные, медицинские и биологические закономерности функционирования человеческого организма, и требует владения специфическими навыками. Эффективность медицинской помощи во многом зависит от качества работы среднего медицинского персонала, в обязанности которого входят выполнение всех врачебных назначений, создание и обеспечение лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов медицинских учреждений, уход за тяжелобольными, проведение санитарно-гигиенических процедур, наблюдение за состоянием пациентов и оказание первой доврачебной медицинской помощи.