Искусство воспитания

Искусство воспитания
19.06.2018

 "Воспитание ребенка совершается не только,

когда с ним беседуют или учат, отдают приказы,

а в каждое мгновение жизни".

                                                                                                                           А.С. Макаренко

 

       Воспитание детей – это искусство. И этому надо учиться. Но так считают очень немногие, осознанные и думающие родители. Остальные относятся к воспитанию, как к естественному процессу, который происходит сам собой. В большинстве случаев люди пускают всё воспитание своих детей на самотек и действуют по заложенному сценарию – как воспитывали их родители, так же воспитывают и они. Как часто мы кричим на детей! Чувствуем злость или раздражение – кричим. Усталость или бессилие – кричим. Страх или отчаяние – тоже кричим. А ведь вспомните своё детство, что вы чувствовали, когда родители кричали? Обиду, невыносимую обиду, от которой хотелось плакать. Стоит только вспомнить свое детство, свои чувства и мысли по отношению к нашему воспитанию, и сразу становится понятно – воспитание не должно пускаться на самотёк. Ведь любое обидное слово в адрес ребенка – и у него падает самооценка, любое оскорбление – и рождается невидимая агрессия. Чтобы вырастить детей здоровыми и счастливыми, нужно овладеть целым искусством – искусством воспитания детей!

        Быть родителем – значит воспитывать, прежде всего, самого себя, а потом уже – своих детей. Они дарят нам возможность «расти». Отдавая детям лучшее, что есть в нас, мы получаем таким образом возможность отблагодарить их за то, что они доверили нам ценнейшую из обязанностей – воспитание их душ. Можно без конца учить ребенка отстаивать свои границы, но если еще не подошел нужный возраст, это будет пустой тратой времени. Можно стараться донести до малыша все «можно» и «нельзя», но если он как раз переживает очередной кризис роста, то вся информация пройдет у него мимо ушей. А вы будете нервничать и раздражаться, срываться и кричать. А нужно всего лишь освоить знания. Овладеть этой непростой наукой – искусством воспитания детей. Это залог того, что ваши дети вырастут счастливыми, что вы сможете воспитать их гармоничными людьми.

       В воспитании есть общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Уверенность в том, что нас любят вне зависимости от нашего поведения и достижений, –основа уверенности в себе. При этом негативные чувства и эмоции выражать надо, но делать это особым образом:

  •          можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом;
  •          можно осуждать действия ребенка, но не его чувства;
  •          недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в непринятие его.

      Дети, которые боятся своих родителей, чувствуют себя беспомощными. Если родитель ненадёжен и склонен к эмоциональному насилию, это верный путь в тому, что ребёнок забудет о собственном «Я». Непредсказуемость родителя, на которого невозможно положиться, не позволяет сформировать безопасной привязанности между ним и ребёнком.  Найти контакт с ребёнком, установить связь – самое главное, что вы можете сделать для него. Помните: если по-настоящему прислушаться, вы можете услышать ребёнка, даже если он не сказал ни слова. Дети далеко не всегда хотят, чтобы вы решили проблему за них, ещё в меньшей степени им нужны нотации, но вот быть услышанными им действительно необходимо. А после того, как вы поймете, какие чувства испытывает ребёнок, вам предстоит научиться признавать их. Самое важное – это формирование прочной и безопасной связи. Эту связь дети пронесут через всю жизнь.

       Очень трудно забыть усвоенное в детстве. Как вы сегодня обращаетесь к ребенку – так он и будет в дальнейшем обращаться к самому себе. Любые обвинения в адрес ребёнка будут иметь на него огромное влияние. Гнев и суровые наказания могут помочь контролировать поведение ребенка – но ненадолго, поэтому:

  •          Успокойтесь. Убедитесь, что вы сохраняете самообладание. Не учите детей дисциплине, пока сами не научитесь её соблюдать.
  •          С уважением относитесь к ребёнку, если ему пришлось столкнуться с трудностями. Будьте на его стороне, не выступайте против него.
  •          Учите ребёнка соблюдать установленные границы, настаивайте на этом, но делайте это уважительно. Не стыдите и не обвиняйте его.

·         Проводите время с детьми! Участие родителей в детских развлечениях и играх –большой подарок для детей. Ничто не сближает нас с ними больше чем совместная игра, выдумка, смех! В такие моменты растёт взаимное доверие: ребёнок чувствует, что родитель понимает и принимает его вечно живую часть, и тогда в серьезные моменты он больше готов услышать нас. Нередко шутки, юмор и совместный смех бывают сильнее воспитательных назиданий.

      Умение справляться с трудностями – неотъемлемая часть жизни. Не давая своим чадам сталкиваться с проблемами, мы лишаем их шанса научиться оценивать риски и преодолевать препятствия. Гиперопека приводит к психологической неустойчивости, не даёт развиться самостоятельности. Один из способов показать детям, на что они способны, поручить им какую-либо работу. Самостоятельная работа помогает проявить себя, учит строить отношения с окружающими и трудиться с отдачей. Именно так воспитывается уверенность в себе и растёт самоуважение. Когда ребёнку предоставляется свобода в играх и занятиях, то он бывает бодр и активен. И наоборот если его сильно ограничивают, он становится безразличным, а иногда агрессивным. Когда ребёнок трудится над тем, что выбирает по собственной инициативе, и добивается результата, он испытывает особое чувство подъема и гордости. Но происходит и большее: у него возникает уверенность в своих силах, желание пробовать и дерзать дальше.

      В попытках понять своих детей – или даже помочь им почувствовать себя особенными – мы склонны навешивать на них ярлыки. Необязательно неприязненные, но все-таки ярлыки. Старайтесь вовремя замечать любое своё предубеждение по отношению к детям. Попытайтесь понять откуда оно взялось и как от него лучше избавиться. Ярлыки и сравнения, несомненно, вредят. Если ребёнку приписывают какое-либо положительное качество, он будет бояться утратить его. А негативный ярлык может намертво приклеиться к ребенку, мешая ему развиваться. Мы должны внимательно следить за тем, какие сценарии пишем для своих детей. Если вы считаете своего ребенка ленивым, бесхарактерным, невыносимым, то будете выискивать примеры, подтверждающие вашу правоту. И в результате действительно окажитесь правы. Ярлык превратится в самосбывающееся пророчество.

Народная мудрость гласит:

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу!

Эта истина относится и к жизни взрослого, и к воспитанию ребёнка. От каких же поступков родителей зависит судьба детей? От очень многих больших и маленьких! Это и конкретные слова, и ответы на просьбы или капризы, это способы наказания и одобрения, это умения сдерживать эмоции, общаться, разрешать конфликты и многое другое. Но точно то, что мелочей в общении с ребёнком не бывает.

 "Ваше мнение о людях влияет на ваше отношение к ним,

а это в свою очередь, определяет то, каким человек станет".

Иоганн Вольфганг фон Гете

 

Подготовила статью врач психиатр Герасимова Т.М.